Рабочая программ кружка Юный пожарный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей №9»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ»

Руководитель: Таназлы Л.Н.

2022-2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная общеобразовательная и
общеразвивающая
программа составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении
информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
Общеобразовательная программа «Юный пожарный» имеет социальнопедагогическую направленность.
Актуальность. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни
опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они
стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили
навыки поведения при возникновении возгораний. У большинства из нас нет
культуры безопасности при пожарах. Следовательно, воспитание утерянной
культуры безопасного поведения, умения вести себя правильно для того,
чтобы избежать пожароопасности, защитить себя во время возникновения
пожара является актуальным и значимым в наши дни. Ведь привычка,
доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей.
Педагогическая целесообразность. В современном обществе отмечается
постоянный рост количества и масштабов негативных последствий
чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф,
стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при
ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 710%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220
тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700
детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях
зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140
млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения
правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – изза неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что
большинство
руководителей
различных
звеньев
образовательных
учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности,
слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика
борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем
организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также
обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь
помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях
совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний,
направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их
использование при пожаре.
Адресат программы: программа «Юный пожарный» ориентирована на
детей 11-14 лет.
Количество часов по программе в год: 36 часов.
По продолжительности реализации – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут
По содержанию деятельности –адаптированная
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования – общеразвивающая
Формы занятий: групповые
Виды обучения: используемые при организации занятий:
-словесные методы; устное изложение, беседа.
-наглядные методы; показ педагогом исполнения; показ видеоматериала.
-практические методы: учебно-тренировочные упражнения.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения о пожарной
безопасности, истории развития и традициях, которые дополняются
презентациями, видеоматериалами.
Практические
занятия, включают
чередование
различных
видов
деятельности: просмотр видеороликов, тренировочные занятия.
Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем,
обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации
деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению
вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и
окружающим.
Дружины
юных
пожарных
создаются
в
целях
совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний,
направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их
использование при пожаре.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;
воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:

дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях при возникновении пожаров;
дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края,
физической культуры и спорта, медицины;
приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
3. Развивающие:
физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков
дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли,
мужества, стойкости,
развитие детского технического творчества,
развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических
викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе
интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости,
смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе
следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации
жизнедеятельности и образования детей;
непрерывность образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных
и психофизиологических личностных особенностей;
обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации
успеха» и развивающего общения.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- навыки самообслуживания, самостоятельности, культуры общения,
дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной
собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; выражения и
отстаивания своей жизненной позиции;
- эстетическая, нравственная культура поведения учащихся через
приобщение ;
- лидерские, морально-волевые качества, уважение к национальным
традициям; умение отстаивать свое мнение;
- знание и применение правил гигиены и здорового образа жизни.
Предметные результатами
- обучить навыкам пользования первичными средствами пожаротушения.
- уметь оказывать ПМП при поражении органов дыхания и при отравлении
продуктами горения.
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
- Выполнять технику безопасности на занятиях ППС, правила соревнований
Метапредметные результатами
- устойчивый интерес к занятиям;

- общая физическая подготовленность;
- коммуникативные навыки;
- уверенность поведения на практических занятиях
- развивать стремление учащихся к самостоятельной деятельности и
самообразованию
Учебный план.
№ Наименование разделов, тем
п/п занятий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

13

14
15

Общее
кол-во
часов

Форма
занятия

Дата
проведения

Вводное занятие. Ю.П.: цели, задачи,
планирование работы.
История создания пожарной охраны
России и МЧС России.
От чего происходят пожары. Что
такое огонь.
Пожары, их признаки и последствия.
Основные понятия о горении.
Опасные факторы пожара.

1

беседа

14.09.22

2

21.09.22

2

Кино
лекторий
лекция

2

беседа

2

беседа

Первичные средства тушения
пожара. Устройство огнетушителей
Творчество на противопожарную
тематику
Знаки пожарной безопасности

2

беседа

2

Виды пожаров. Правила поведения
при пожарах.
Пожарная техника и костюм
пожарного.
Причины возникновения пожаров в
жилье и общественных зданиях и
транспорте
Ответственность за нарушение
требований правил пожарной
безопасности.
Оказание первой медицинской
помощи пострадавшим при пожаре.

2

Творческое
задание
Творческое
занятие
беседа

05.10.22
12.10.22
19.10.22
26.10.22
09.11.22
16.11.22
23.11.22

Игра-викторина «Опасный огонѐк»
Петарды- еще не война, но уже – не
игрушка

1
1

2

28.09.22

30.11.22
07.12.22
14.12.22

1

Просмотр
видео
беседа

2

беседа

11.01.23
18.01.23

1

4

21.12.22

Практическое 25.01.23
занятие
01.02.23
08.02.23
игра
15.02.23
беседа
22.02.23

16
17

18

19
20

21
22

Проведение рейда «Пожарная
безопасность в школе»
Разъяснительные работы о ППБ в
пожароопасный период. Лесные
пожары.
Изучение планов эвакуации.
Разъяснительная работа среди
учащихся о правилах эвакуации по
плану.
Сигарета – яд и пожар.
Система автоматического
пожаротушения и пожарной
сигнализации.
Оформление стенгазеты и памятки
«Не шути с огнем!»
Итоговое занятие. Игра « Золотая
каска»
Итого

1

экскурсия

01.03.23

2

Просмотр
видео

15.03.23
22.03.23

1

Экскурсия по 05.04.23
школе

1
1

беседа
лекция

12.04.23
19.04.23

2

Творческое
задание
игра

26.04.23

1

10.05.23

36

Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие. Ю.П.: цели, задачи, планирование работы.
Вводное занятие. Общие положения о Ю.П., основные направления работы,
структура и организация. Планирование работы дружины на учебный год.
Тема 2. История создания пожарной охраны России и МЧС России.
Пожарная охрана – еѐ цели и возможности, основные направления
деятельности. Ознакомление учащихся с историей создания и развития
пожарной охраны. Справка о советской пожарной охране, еѐ боевые
традиции. Советские
пожарные в годы гражданской и Великой
Отечественной войн, в годы мирного строительства. Правительственные
награды.
Тема 3. От чего происходят пожары. Что такое огонь.
Огонь – одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее. Огонь как
целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в
промышленности. Опустошительная сила атомного огня.
Тема 4. Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о
горении.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей.
Основные причины пожаров. Данные по пожарам за последние три года.
Рассказы о некоторых характерных пожарах.

Тема 5. Опасные факторы пожара.
Горючие вещества и материалы. Лесные и торфяные пожары. Меры
безопасности во время грозы.
Тема 6. Первичные средства тушения пожара. Устройство
огнетушителей
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения.
Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты
с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными
средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их
установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Тема 7. Творчество на противопожарную тематику.
Выполнение творческой работы на противопожарную тематику для
закрепления приобретѐнных знаний, роста творческой активности,
выявления уровня восприятия учащимися материала. Подбор материала к
уголку юного пожарного.
Тема 8. Знаки пожарной безопасности.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
примеры их применения и места их установки. Изготовление знаков.
Конкурс рисунков, кроссвордов, стихотворений о знаках пожарной
безопасности.
Тема 9. Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.
Виды пожаров. Освоение умений и навыков профилактики пожарной
безопасности.
Тема 10. Пожарная техника и костюм пожарного.
Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных,
специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок
использования автомобилей на пожаре. Особенности костюма пожарного.
Тема 11. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных
зданиях и транспорте.
Анализ причин пожаров в жилых помещениях. Основные противопожарные
требования к жилым помещениям. Пути эвакуации людей при пожаре.
Характерные нарушения ППБ. Правила поведения при пожаре в личном
автомобиле и общественном транспорте.
Тема 12. Ответственность за нарушение требований правил пожарной
безопасности.
Сходство и различие в работе пожарных разных стран мира.
Административная ответственность виновников пожара. Уголовная
ответственность. Принципы уголовной ответственности.
Тема 13. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при
пожаре.
Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях. Первая помощь
при переломах, ушибах. Порядок наложения шин. Первая помощь при
ожогах, тепловых ударах, обморожении, поражении электрическим током.
Способы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавших.
Тема 14. Игра-викторина «Опасный огонѐк».

Проведение игры среди членов отряда.
Тема 15. Петарды- еще не война, но уже – не игрушка.
Петарды. Правила использования. Последствия нарушения техники
безопасности при использовании пиротехнических средств – салют, петарда,
бенгальский огонь.
Тема 16. Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе».
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в
образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Проверка
состояния средств пожаротушения в образовательном учреждении.
Тема 17. Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.
Лесные пожары.
Правила разжигания костра и уход за ним. Опасность для людей,
оказавшихся в горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую
погоду. Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Основные
причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного
пуха. Примеры пожаров.
Тема 18. Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди
учащихся о правилах эвакуации по плану.
Правила содержания зданий и помещений, виды и назначения путей
эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к
содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при
пожарах. Правила эвакуации.
Тема 19. Сигарета – яд и пожар.
Курение самая распространѐнная из вредных привычек. Вред курения.
Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной
сигаретой.
Тема20. Система автоматического пожаротушения и пожарной
сигнализации.
Принципы работы пожарной сигнализации. Правила тушения пожара. Как и
кому сообщить о пожаре.
Тема 21. Оформление стенгазеты и памятки « Не шути с огнем!».
Оформление плаката и брошюр по П.Б.
Тема 22. Итоговое занятие. Игра « Золотая каска»
Прохождение станций членами отряда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
2.
3.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г
Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.

Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г
5. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. –
Волгоград, Учитель, 2007.
6. Горбачѐва Л.А. Вперѐд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
7. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
8. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–
методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
9. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ
ЭНАС, 2005.
10. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных
часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
11. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград,
Учитель, 2007.
12. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград,
Учитель, 2005.
13. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
4.

Содержание программы
Раздел 1. ДЮП: цели и задачи.
1. Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей,
планирование работы на учебный год.
2. Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками .
Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в
России.
1. Пожарная охрана - еѐ история и традиции. История пожарной охраны
Нижегородской области
2. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России.

Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и
общественных зданиях.
1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека.
Виды опасных и вредных факторов современного жилища .
2. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения
пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ,
дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными
средствами .
4. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых
приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие
электрического тока на организм человека .
5. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой
химии и изделий в аэрозольных упаковках .
6. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов,
отопительных печей .
7. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы
эвакуации из горящего здания (в том числе высотного) .
8. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения
правил пожарной безопасности .

Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в
окружающей среде.

1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила
поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай,
маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном
транспорте (воздушном, железнодорожном, водном) .
2. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоѐма, в зоне отдыха
людей. Способы разведения костра .
3. Основные причины пожаров при праздновании Нового года
(фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки) .
4. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией.
Принцип громоотвода .
Раздел 5. Противопожарный режим в детском учреждении.
1. Противопожарные требования к территории и помещениям
детского учреждения.
План эвакуации. Практическое изучение
плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей
эвакуации, эвакуационным выходам .
2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние
пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их
установки, правила содержания и порядок применения на пожаре .
3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек,
массовых мероприятий .

Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного.
1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолѐты и
вертолѐты, суда, поезда), их назначение .
2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них
пожарного оборудования .
3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания
пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы,
применяемые для изготовления .
4. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование.
Моделирование пожарной каланчи или пожарной части .

Раздел 7. Огнетушители и их предназначение.
1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения
ручных огнетушителей .
2. Экскурсия в зарядный цех ВДПО .

Раздел 8. Знаки пожарной безопасности.
1.3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие,
указательные, предписывающие. Примеры их применения и места
установки .
2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности,
изготовленными своими руками .
Раздел 9. Основы медицинских знаний.
1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья
человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при
различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно
определить состояние человека .
2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное
оказание помощи при ожоге .
3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при
переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия
при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур
.
4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током .
5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи
пострадавшему
Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.
1. Строевая подготовка .
2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развѐртывание .
3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения .
4. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер
соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным
оборудованием .
5. Практические занятия по ППС .
6. Посещение соревнований профессиональных пожарных .

Ожидаемые результаты.
По окончании курса третьего года обучения, предусмотренного п
рограммой, учащиеся должны ЗНАТЬ:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнѐм,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и
обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении
электрическим током;
* главные исторические события становления пожарной охраны России,
Ростовской области.
УМЕТЬ:
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* работать пожарным инвентарѐм;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы
пожарно-прикладного спорта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».