Р.П.-Тайны-прошлого-5-кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №
9»

Малашенко
Ирина
Васильевна

Подписан: Малашенко Ирина Васильевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=г.
Каменск-Уральский, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
ЛИЦЕЙ № 9""", СНИЛС=00903752529,
ИНН=661207019205, E=mou.licey9@yandex.ru,
G=Ирина Васильевна, SN=Малашенко,
CN=Малашенко Ирина Васильевна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.09.07 00:18:23+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Согласовано
Зам.директора по УВР
_______________Т.И.Толокнева
30.08.2022

Рабочая программа
учебного курса «Тайны прошлого»
для основного общего образования
срок освоения: 0.5 года (5 класс)

Составители: Ермолина Е.Д.
Учитель истории и обществознания

2022

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Загадки первобытного мира (10 ч)
Жизнь на Земле до появления людей. Появление жизни. Выход жизни на сушу.
Эпоха динозавров. Что мы знаем о загадочных рептилиях. Следы существования
динозавров. Исследовательская работа «Теории об исчезновении динозавров» при
использовании Интернет – ресурсов (работа в парах).
Эволюция развития первобытного человека. Предки современного человека.
Рамаптеки. Австралопитеки. Ветви австралопитеков. Исследовательская работа
«Основные пути эволюционного развития первобытных людей» при использовании
Интернет - источников (работа в группах). Составление схемы эволюции человека.
Тайны первобытного мира. Археологические и этнографические источники
знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов,
образцы пещерной живописи). Работа с рисунками пещерной живописи.
Первобытная религия. Что представляло собой сознание первобытного человека.
Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм.
Исследовательская работа: «Религия древних людей» при использовании Интернет ресурсов (работа в группах). Работа с таблицей «виды религиозных верований
первобытных людей».
Особенности первобытного искусства. Что такое искусство и его виды.
Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Миф.
Проектная

работа

«Первобытная

наскальная

живопись,

условность

знаков-

петроглифов» при использовании Интернет – источников (работа в группах). Работа с
фотографиями наскальной живописи.
Складывание различных рас и языков. Что такое раса. Сколько существует рас на
Земле. Основные отличия расовой принадлежности. Викторина «Раса и нация» при
использовании научно-популярной литературы и Интернет – источников (работа в
группах). Составление таблицы «Отличительные особенности рас».

Медный век на территории нашей страны. «Трипольская культура». Арии.
Хлеборобы Средней Азии. Пастухи Южной Сибири. Виртуальное путешествие на
стоянку Трипольской культуры.
Исчезнувшие

народы.

Скифы.

Сарматы.

Саки.

Просмотр

фрагмента

документального фильма о скифах. Исследовательская работа «Этих народов больше
нет» при использовании Интернет-ресурсов, карт и исторических источников (работа в
группах). Анализ просмотренного фильма.
Тема 2. Загадки Древнего Востока (6 ч)
Шумерская

цивилизация.

Географическая

среда

и

природные

условия

Месопотамии. Письменность древних шумеров. Религия и культура шумерского
царства. Викторина «Месопотамия на заре цивилизации» при использовании
Интернет-ресурсов и энциклопедий (работа в парах). Работа с картой «Месопотамия –
царство древних шумеров».
Культура и религия Древнего Египта. Достижения художественной культуры
Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись. Значение Нила
в жизни Древнего Египта. Египетский пантеон. Мифология. Проектная работа
«Местные культы и первые боги Египта» (работа в парах).
Загадки

пирамид.

Внутри

древнеегипетской

пирамиды.

Типы

пирамид:

ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре),
классические (пирамида Хеопса). Кто строил пирамиды? Устройство пирамид. Какую
функцию выполняли пирамиды Древнего Египта? Представления древних египтян о
смерти. Секреты мумии. Виртуальное путешествие к пирамиде Хеопса.
Зарождение индийской цивилизации: Хараппская культура. Общество Мергара.
Теория происхождения хараппской культуры. Как выглядели люди на территории
Древней Индии. Виртуальное путешествие к стоянке Хараппской культуры.
Таинственное исчезновение Мохенджо-Даро. Устройство города. Версии гибели
легендарного города. Виртуальное путешествие в Мохенджо-Даро.

Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.
Веды. Затерянные города Древней Индии. Проектная работа «Научные достижения
Древней Индии» при использовании Интернет – ресурсов и исторических источников
(работа в группах).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

и

метапредметные

результаты

представлены

с

учѐтом

особенностей преподавания предмета в основной школе.
Личностные результаты
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, толерантность и уважение к
культуре своего и других народов;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся.
Метапредметные результаты
- формирование умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
-

развитие

мышления,

умение

делать

самостоятельные

выводы

из

исторических фактов;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и
обосновывать выводы);
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в формах (сообщение, эссе, презентация и т.д.).
Предметные результаты
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;
-

умения

исторических

изучать и
и

систематизировать информацию из различных

современных

источников,

раскрывая

ее

социальную

принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с учетом рабочей
программы воспитания
5 класс (1 час в неделю *16 часов =16 часов)
№
п/п

наименование
разделов и тем

Кол
-во
час
ов

1

Загадки
первобытного мира

10

2

Загадки Древнего
Востока

6

количеств
о
контрольн
ых работ
(или
других
оценочных
процедур)

ЭОР/ЦОР

Деятельность учителя с учетом программы
воспитания

Сайт «Наука и жизнь»,
Сайт «SHKOLO.ru»,
Сайт «Антропогенез.
ru»
Сайт «Наскальная
живопись первых
людей».
Сайт «Энциклопедия
Кругосвет».
Сайт «Первобытная
культура // Первые
погребения».
Сайт
«Инфоурок»,
Сайт «skysmart»
Сайт «Энциклопедия
загадок»
Сайт
«Русская
семерка»

привлечение внимания учащихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений, организация
их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

инициирование и поддержка исследовательской
деятельности лицеистов в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст им возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных

Сайт «Энциклопедия
Древнего Египта»
Сайт
«Пирамида
Хеопса – новая тайна
раскрыта».
Сайт
«Хараппская
цивилизация.
Как
легенда
стала
исторической
былью».

Всего:

16

идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям,
оформленным
в
работах
других
исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».