Рабочая программа воспитания СОО на 2025-2026 уч.год

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2025г.

Утверждено
Приказом Директора Лицея № 9
№ 145-ОД от 11.07.2025г.

Принято с учѐтом мнения
Совета Старшеклассников Лицея № 9
Протокол № 1 от 26.08.2025г.
Принято с учѐтом мнения
Совета родителей Лицея № 9
Протокол № 1 от 26.08.2025г.

Рабочая программа воспитания
обучающихся на уровне среднего общего
образования по обновленному ФГОС
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«ЛИЦЕЙ №9» на 2025-2026 учебный год

Каменск-Уральский городской округ
2025год

Содержание
Целевой раздел………………………………………………………………………..4-9
Содержательный раздел………………………………………………………………10-23
Организационный раздел…………………………………………………………….24-30

1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МАОУ ЛИЦЕЙ №9 определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МАОУ ЛИЦЕЙ №9 планируется
и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания обучающихся в МАОУ ЛИЦЕЙ №9: развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских
ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности,
служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов,
крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма,
взаимопомощи
и взаимоуважения,
исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России), а также
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства.
Задачи воспитания обучающихся в МАОУ ЛИЦЕЙ №9:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
 формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
 приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС СОО.


Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.




Воспитательная деятельность в МАОУ ЛИЦЕЙ №9 планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
1.4. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МАОУ ЛИЦЕЙ №9 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО
и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
















гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве
и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России, историческом
просвещении, формировании российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности;
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, традиционных российских
семейных ценностях; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщению к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов
в профессиональной деятельности;
экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде
на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления
к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.

1.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО установлены
ФГОС СОО.

На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов воспитания, развития личности обучающихся, на достижение которых должна
быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований
ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Гражданское воспитание:











осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического
сознания;
проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтерском движении, экологических, военнопатриотических и другие объединениях, акциях, программах).

Патриотическое воспитание:
выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
 сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
 проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране – России;
 проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.


Духовно-нравственное воспитание:


проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;











действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан;
понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.

Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
 проявляющий
восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние;
 проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
 ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учетом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.


Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
 соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
 выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
 проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного


поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья;
 демонстрирующий
навыки
рефлексии
своего
состояния
(физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
 развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание:












уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа;
проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда;
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства Российской
Федерации;
выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования,
к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться
в современном обществе;
ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.

Экологическое воспитание:
демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
 имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.


Ценность научного познания:
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом своих интересов, способностей, достижений;
 обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России;


демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
 развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.


2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада ЛИЦЕЯ №9. Уклад
задает порядок жизни лицея и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад ЛИЦЕЯ №9 удерживает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие
самобытный облик ЛИЦЕЯ №9 и его репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в ЛИЦЕЕ №9
Лицей № 9 расположен в Красногорском районе Каменск-Уральского городского округа
Свердловской области. Ближайшая среда лицея характеризуется присутствием производственных
объединений и организаций.

В 1–11-х классах лицея обучается 517 обучающихся. Контингент обучающихся и их
родителей формировался из жильцов, заселяющих микрорайон лицея, а также города. В
основном это благополучные полные семьи. Состав обучающихся лицея неоднороден и
различается:
по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его
уровня подготовки к обучению в лицее. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые
обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах;
 социальному статусу. Присутствуют обучающиеся, состоящие на различных видах
учета – малообеспеченные, многодетные, опекаемые дети;
 национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью
жителей микрорайона лицея.


Источниками положительного влияния на детей прежде всего являются педагоги лицея,
которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствует позитивная
динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда
администрации имеет достаточно большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги
лицея – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги
с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В
педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для
сопровождения всех категорий обучающихся в лицее.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом,
неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка.
В микрорайоне Лицея №9 есть возможность для гармоничного развития детей и
подростков благодаря наличию различных культурных и образовательных учреждений:
Каменск-Уральская детская музыкальная школа №1, Театр драмы №3, библиотека, ТИЦ.
Лицей проводит совместные проекты с вышеперечисленными учреждениями, встречи с
представителями культуры и искусства, а также участие в городских и районных
мероприятиях. Это создает благоприятные условия для всестороннего развития личности
учащегося, его социализации и адаптации в обществе.

У ЛИЦЕЯ №9 есть свой стадион. Его строительство началось в 2023 году, а
благоустройство было завершено в 2024 году. На беговых дорожках появилось резиновое
покрытие, в центре — искусственное футбольное поле, по периметру вдоль забора — живой
рулонный газон. На территории стадиона установлены трибуны, футбольные ворота,
турники, тренажѐры и другое спортивное оборудование.
На период 2024–2029 гг.
лицей заключил трехстороннее соглашение между
муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Лицей № 9», ФГБОУ ВО
«УГМУ» Минздрава России медицинского предуниверсария и ГАУЗ СО «ДГБ г. КаменскУральский». Обучающимся предоставлена возможность знакомиться с трудом врача, сетью
и структурой учреждений здравоохранения города; проходить на их базе социальную
практику, как участникам проекта «Медкласс».
Лицей – начальное звено в системе опережающего профессионального образования,
реализующегося в рамках «Лицей – ССУЗ – ВУЗ». Обучающиеся по такой схеме отличаются
широтой кругозора, ранним опережающим развитием профессионального мышления.
В результате систематической целенаправленной работы с лицеистами в рамках
опережающего профессионального образования более 80 процентов выпускников
продолжают обучение в медицинских ВУЗах страны и высших учебных заведениях на
факультетах естественнонаучной направленности.
Цель МАОУ ЛИЦЕЙ № 9 в самосознании педагогического коллектива: воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу
Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа
России.
В нашем лицее есть традиции: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку,
день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние огоньки, посвящение в защитники
Отечества, шоу талантов «Лицейские звездочки», «Широкая масленица», День безобразника
в честь 1 апреля, мероприятия ко Дню Победы.
Основные традиции воспитания в МАОУ Лицей № 9:










стержнем годового цикла воспитательной работы лицея являются основные
школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
в лицее создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также
их социальная активность;
педагогические работники лицея ориентируются на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;



ключевой фигурой воспитания в лицее является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МАОУ
ЛИЦЕЙ № 9 принимает участие:
1.
2.
3.
4.

РДДМ «Движение первых».
Школьный театр «ТИД».
Музейный уголок.
Школьный спортивный клуб «Надежда».

Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
Государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в первоклассники,
посвящение в пятиклассники.
Символика ЛИЦЕЯ №9: Герб Лицея №9 представляет
собой прямоугольный щит с заострением в нижней части,
разделѐнный вертикально на две равные половины: зелѐную и
синюю. Синий цвет символизирует честность и искренность, а
зелѐный — надежду, радость и экологическую направленность
образовательной деятельности лицея.
Центральным элементом герба является стилизованное
изображение подсолнуха с жѐлтыми лепестками. На подсолнухе
размещены символические атрибуты научно-естественного
образования: колба с прозрачной жидкостью и микроскоп,
окружѐнные зелѐными листьями растений. Подсолнух олицетворяет стремление к знаниям,
настойчивость в достижении целей, открытость к новому и готовность к постоянному
развитию.
Вокруг центрального изображения расположены стилизованные изображения
четырѐхкрылых пчѐл жѐлтого цвета, на крыльях которых видны чѐрные линии. Пчѐлы
символизируют коллективную работу, взаимодействие, координацию и структурированность
процессов.
Окантовка букв надписи «Лицей №9» выполнена в золотом цвете, что подчѐркивает
такие качества, как справедливость, великодушие и милосердие. Золотой цвет также
символизирует позитивный настрой к обучению и воспитанию, а также создаѐт атмосферу
оптимизма, энергии и надежды на будущее.
Флаг лицея
Флаг Лицея №9 представляет собой прямоугольное полотнище, разделѐнное
вертикально на две равные полосы — зелѐную и синюю, которые символизируют те же
ценности, что и на гербе: зелѐный цвет — надежду, радость и экологическую
направленность, синий — честность и искренность.
В центре флага расположено стилизованное изображение подсолнуха с жѐлтыми
лепестками, окружѐнное символами научно-естественного образования, такими как колба с
прозрачной жидкостью и микроскоп, как на гербе. Это подчѐркивает образовательную
направленность и стремление к знаниям.

Размеры и расположение элементов на флаге адаптированы для гармоничного и
сбалансированного вида. Окантовка букв надписи «Лицей №9» или других элементов флага
выполнена в золотом цвете, что добавляет яркости и подчеркнѐт позитивный настрой и
справедливость.
Лицей реализует инновационные, перспективные воспитательные практики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс совместной
работы ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с
определенной целью, но с неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия
является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения
и самореализации.
2. Музейная педагогика – создание условий для развития личности путем включения
ее в многообразную деятельность школьного музея.
Лицей реализует практику экологической направленности «Отзывчивые сердца». В рамках
программы лицеисты организовывают и проводят экологические акции, участвуют в
проектах по озеленению и уборке территорий, проводят просветительские мероприятия
среди сверстников и жителей микрорайона Лицея.
Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов
в воспитательной деятельности:
1. Сотрудничество с родителями — слабый отклик родительской общественности
на призыв лицея к решению проблем организации воспитательного процесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей — личное общение
часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность
решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации,
проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение
нестандартных
форм
организации
родительских
собраний
и индивидуальных встреч с родителями.
Нормы этикета обучающихся МАОУ ЛИЦЕЙ №9:
1. Соблюдай график посещений, приходи за 10–15 минут, не опаздывай к началу
занятий. Если опоздал, вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти
в класс и пройти к своему рабочему месту.
2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников лицея.
3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной, прическа —
опрятной.
4. Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в раздевалке, повесь
ее на вешалку. Уличную обувь поставь аккуратно рядом с вешалкой.
5. Все необходимое для занятий приготовь заранее — тетради, учебники, письменные
и чертежные принадлежности.

6. Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.
7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
Во время урока отключи звук мобильного телефона и не доставай его.
8. Если в класс вошел педагог, нужно встать в знак приветствия.
9. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя спрашивают.
Если хочешь что-то спросить, подними руку.
10.Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно. Во время
обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
11.На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
12.Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные слова и жесты
недопустимы.
13.Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
14.Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников лицея.
15.Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание
воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в лицее. Каждый
из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания.
Воспитательная работа МАОУ ЛИЦЕЙ №9 представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочная
деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Предметнопространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика
и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». А также в рамках
дополнительного (вариативного) модуля «Музейный уголок». Модули описаны
последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МАОУ
ЛИЦЕЙ №9.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания
на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания
уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для
обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;












привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию наставничества мотивированными и эрудированными обучающимися
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование
и выполнение
индивидуальных
и групповых
проектов
воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими
курсов, занятий:










курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры
о важном», «Основы военной подготовки»;
курсы социально-гуманитарной направленности «Россия – мои горизонты»;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности: «Секреты математики», «Безопасное детство», «Сложные вопросы
биологии», «Учимся писать сочинение», «Начала экспериментальной химии»,
«Актуальные вопросы общей химии»;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Отзывчивые
сердца»;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и
жанров: «Школьный театр «ТИД», «Нетрадиционные способы рисования»;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности «Школьный музейный
уголок»;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности в рамках
деятельности ШСК: «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Пионербол»,
«ОФП».
Модуль «Классное руководство»

Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:





























планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической
направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов
в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, дающих возможности для самореализации,
установления и укрепления доверительных отношений, становления значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги командообразования,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие
в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения
за их поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости)
с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, повышение
успеваемости и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями,
с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения;
регулярные
консультации
с учителями-предметниками,
направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и
(или)
разрешение
конфликтов
между
учителями
и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни
класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях
с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего
в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся
к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе
и общеобразовательной организации;
организацию и проведение родительских собраний по профессиональной
ориентации обучающихся, ознакомлению с системой воспитания и
дополнительного образования;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.

Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:

















общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом
на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых
социальных статусов в образовательной организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся
и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения
в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
организации, своей местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые
и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе
с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование,
за приглашение и встречу гостей, и др.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися
разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Модуль «Музейный уголок»

Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:
на индивидуальном
уровне —
проектно-исследовательскую
деятельность
по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного
наследия родного края средствами краеведения и музейного дела;
 на классном уровне — организацию и проведение музейных уроков; подготовку
и проведение
междисциплинарных,
интегрированных
уроков,
уроков
в трансформированном пространстве; подготовку и проведение классных часов
на базе музея либо по классам с использованием материалов музея;
 на лицейском
уровне —
организацию
и проведение
Уроков
мужества,
воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории лицея, города,
региона, России;




вне лицея — организацию и проведение воспитательных дел, посвященных
памятным датам в истории; участие в конкурсах различных уровней; онлайнэкскурсии.
Модуль «Внешкольные мероприятия»

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:









общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнерами образовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся
с привлечением
их к планированию,
организации,
проведению,
оценке
мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры, фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел,
в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»

Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных
отношений
по ее созданию,
поддержанию,
использованию
в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории,
исторической символики региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных
и исторических,
точных
и стилизованных,
географических,
природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных
объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских,
народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных
деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных,
героев и защитников Отечества;
























изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
организацию
и поддержание
в образовательной
организации
звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная организация
носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника
Отечества и др.) в помещениях образовательной организации или на прилегающей
территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий
в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов
и обучающихся и др.;
разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема,
флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
поддержание
эстетического
вида
и благоустройство
всех
помещений
в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для
общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися,
их родителями
по благоустройству,
оформлению
школьных
аудиторий,
пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах
профилактики и безопасности.

Предметно-пространственная среда строится как максимально
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

доступная

для

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:

















создание
и деятельность
в образовательной
организации,
в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,
условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения,
с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации
в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества, группы
с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
участие
родителей
в психолого-педагогических
консилиумах
в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме
в образовательной
организации,
в соответствии
с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»

Реализация
воспитательного
потенциала
в образовательной организации предусматривает:

ученического

самоуправления

организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или др.), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся
в процессе управления образовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.


Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации
предусматривает:



















организацию
деятельности
педагогического
коллектива
по созданию
в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;
проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных
служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
с девиантными
обучающимися,
так
и с их окружением;
организацию
межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактики социальных и природных рисков в образовательной организации
и в социокультурном
окружении
совместно
с педагогами,
родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения,
вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы,
субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде,
на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и антиэкстремистской
безопасности,
гражданской обороне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, — познания (путешествия), испытания
себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной
и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных
групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности,
с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально
запущенные,
социально
неадаптированные
дети-мигранты,
обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и др.);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;


проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
 реализация социальных проектов, разрабатываемых обучающимися, педагогами
совместно с организациями-партнерами благотворительной, экологической,
патриотической,
трудовой
и другой
направленности,
ориентированных
на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.


Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной
организации предусматривает:

















проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося
к осознанному
планированию
и реализации
своего
профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессии, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление
об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить
соответствующие навыки;
проведение профессиональных проб;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессии, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального
образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных
в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности,
дополнительного образования.

3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МАОУ ЛИЦЕЙ №9 в соответствии
с ФГОС основного общего образования по разделению функционала, связанного
с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности;
по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания,
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других
категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных,
социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в лицее обеспечивают специалисты:








заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
педагог-организатор;
классные руководители;
педагоги-психологи;
социальный педагог;
педагоги дополнительного образования.

Общая численность педагогических работников МАОУ ЛИЦЕЙ №9— 29 человек
основных педагогических работников, из них 88 процентов имеют высшее педагогическое
образование, 32 процента — высшую квалификационную категорию, 4 процента — первую
квалификационную категорию. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся,
в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагоги-психологи, социальный педагог,
педагог-логопед. Классное руководство в 1–11-х классах осуществляют 20 классных
руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других
организаций: работники КДН и ОДН, участковый, специалисты городского краеведческого
музея, актеры городского драмтеатра.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ ЛИЦЕЙ №9 обеспечивают
следующие локальные нормативно-правовые акты:
положение о классном руководстве;
положение о дежурстве;
положение о школьном методическом объединении;
положение о внутришкольном контроле;
положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
 положение о совете профилактики;
 положение об управляющем совете;




















положение о школьной форме;
положение о ПМПК;
положение о социально-психологической службе;
положение о Медиа-центре Лицея №9;
положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию;
положение об организации дополнительного образования;
положение о внеурочной деятельности обучающихся;
положение о Совете старшеклассников;
Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
положение о школьном спортивном клубе «Надежда»;
положение о Музейном уголке;
положение о лицейском театре «ТИД».

Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте лицея по
адресу: https://licey9ku.uralschool.ru/.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
На уровне СОО не имеется обучающихся с ОВЗ.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МАОУ ЛИЦЕЙ №9
1. Публичность поощрения — информирование всех учеников лицея о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения — они регламентированы положением
о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений — награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения — использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную
и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия
между обучающимися, получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрения на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.

6. Дифференцированность поощрений — наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрения проявлений активной жизненной
позиции и социальной успешности обучающихся в МАОУ ЛИЦЕЙ №9
В МАОУ ЛИЦЕЙ №9система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых
в начале учебного года:











«Ученик года»;
«Спортсмен года»;
«Активист года»;
«Талант года»;
«Золотой фонд Лицея»;
«Интеллектуал года»;
«Класс года»;
«Класс-волонтер года»;
«Учитель года»;
«Классный руководитель года».

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваются
по артефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение
учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур
осуществляют педагогический совет и общешкольная ученическая конференция лицея,
которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам
голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МАОУ ЛИЦЕЙ №9
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающегося при
ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио
участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио
конкурсанта должно включать:
артефакты признания — грамоты, поощрительные письма, фотографии призов
и т. д.;
 артефакты деятельности — рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий
и т. д.


2. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся,
номеров классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости
от их успешности и достижений, которые определяются образовательными
результатами отдельных обучающихся или классов.
Формы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МАОУ ЛИЦЕЙ №9

1.
2.
3.
4.
5.

Объявление благодарности.
Награждение грамотой.
Вручение сертификатов и дипломов.
Занесение фотографии активиста на доску почета.
Награждение ценным подарком.

Кроме этого, в МАОУ ЛИЦЕЙ №9 практикуется благотворительная поддержка
обучающихся, групп обучающихся (классов). Она заключается в материальной поддержке
проведения в лицее воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных
мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности,
в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических
работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка в МАОУ
ЛИЦЕЙ №9 осуществляется посредством направления благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стендах в холлах главного здания лицея и ее филиалов, на сайте
лицея и ее странице в социальных сетях.
Рейтинги, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе
из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу
МАОУ ЛИЦЕЙ №9, цели, задачам, традициям воспитания, их использование должно быть
согласовано с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного
воздействия на взаимоотношения в отношении лицея.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МАОУ ЛИЦЕЙ №9
Осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне среднего общего образования,
установленными ФГОС СОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися
и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знание и сохранение в работе цели и задач воспитания, умелое



планирование воспитательной работы, адекватный подбор видов, форм
и содержания совместной с обучающимися, коллегами, социальными партнерами
деятельности);
 распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатов
на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
за прошедший учебный год;
 какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
 какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.


1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)),
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы
с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании
руководителей или педагогическом совете.

методических

объединений

классных

Внимание сосредоточивается
воспитательного потенциала:













на вопросах,

связанных

с качеством

реализации

урочной деятельности;
внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
музейного уголка.

Итогом самоанализа воспитательной работы МАОУ ЛИЦЕЙ №9 будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу лицея в
учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
следующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».