Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
«Лицей № 9»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол от 30.08.2025г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 30.08.2025 №
Принято с учетом мнения
Родительского Совета
Протокол от 30.08.2025 № 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее - Положение)
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 9» (далее –
Лицей № 9) разработано в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2024г. № 556 Об
утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения
мероприятий по оценке качества образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями,
внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от
11.02.2022г. № 69, от 07.10.2022г. № 888, от 05.12.2022г. № 1063;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 704
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июня 2025г. № 467
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Уставом Лицея № 9.
1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Лицея № 9,
регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, а также порядок ликвидации академической задолженности.
1.3. Освоение основных образовательных программ начального, основного и
среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
1.4. Результаты промежуточной успеваемости являются частью системы
внутришкольного мониторинга оценки качества подготовки обучающихся по направлению
«Оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся» и отражают
динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с
планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования.
1.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка
образовательных (учебных) достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной
программой и нацеленная на выстраивание максимально эффективного образовательного
процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ, предусмотренных федеральными государственными
образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования.
1.6. Промежуточная аттестация – это установление уровня освоения основной
образовательной программы общего образования соответствующего уровня, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы.
1.7. Данное Положение принимается с учетом мнения совета родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся Лицея № 9.
1.8. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует
бессрочно, до замены его новым.
2. Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного
периода в целях:
- определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы;
- проведения учащимся самооценки;
- предупреждения неуспеваемости.
2.2. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся Лицея № 9,
за исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также
обучающихся заочной формы обучения.
2.3. Текущий контроль (периодичность и формы) осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение
учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок,
допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных
достижений обучающихся.
2.5. Фиксация результатов текущего контроля обучающихся 2-11 классов
осуществляется по пятибалльной системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно.
2.6. Формами текущего контроля успеваемости обучающихся являются:
письменная проверка – письменные ответы, практические работы, контрольные работы.
К письменным ответам относятся: диктант, изложение, сочинение, списывание,
словарный диктант, устный счет, математический диктант, тест, самостоятельная работа,
домашняя работа, комплексная работа с текстом, ответ (ответы) на вопрос (вопросы),
сообщение, проект и другое.
К практическим работам относятся: проведение наблюдений, отчеты о наблюдениях;
постановка лабораторных опытов (экспериментов); работа с контурными картами, работа с
диаграммами, таблицами, изготовление макетов, действующих моделей, изделий и т.д.;
выполнение контрольных упражнений по физической культуре (в т.ч. нормы комплекса
ГТО); рисунки, композиции, чертежи, презентации и другое.
К контрольным работам относятся: диктант с грамматическим заданием, изложение,
сочинение, списывание, словарный диктант, контрольная работа и другое.
На уровне начального общего образования длительность контрольной работы,
являющейся формой письменной проверки результатов обучения с целью оценки уровня
достижения предметных и (или) метапредметных результатов, составляет один урок (не
более чем 45 минут), контрольные работы проводятся, начиная со 2 класса.
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отв одимого на
изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году.
На уровне основного общего образования длительность контрольной работы,
являющейся формой письменной проверки результатов обучения с целью оценки уровня
достижения предметных и (или) метапредметных результатов, составляет от одного до двух
уроков (не более чем 45 минут каждый).
Длительность практической работы, являющейся формой организации учебного
процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая
лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля,
составляет один урок (не более чем 45 минут).
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на
изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году.
устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов.
К устным работам относятся: ответ на уроке, выразительное чтение, чтение наизусть,
пересказ текста, аудирование, исполнение вокального произведения, выступление с
рефератом, сообщением по определенной учителем или самостоятельно выбранной теме,
собеседование, зачѐт и другие работы, выполняемые устно.
комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
2.7. При проведении контроля качества освоения обучающимися основной
образовательной программы могут использоваться информационно - коммуникационные
технологии.
2.8. Использование подходов к текущему оцениванию применяется в ходе текущего
контроля успеваемости обучающихся по учебным предметам, включенным в обязательную
часть учебного плана соответствующего уровня образования и учебных предметов
(курсов), включенным в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
2.9. По предметам, включенным в обязательную часть учебного плана
соответствующего уровня, текущий контроль успеваемости проводится с использованием
оценочных шкал, обозначенных в п. 2.5. настоящего Положения.
2.10. По учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х
классах, включенному в обязательную часть учебного плана начального общего
образования, текущий контроль успеваемости производится на безотметочной основе.
2.11. Система оценивания по предметам, включенным в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений, закрепляется ежегодно
издаваемым в Лицее № 9 локальным актом.
2.12. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному
плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной
программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом, и проводится с
использованием оценочных шкал, обозначенных в п. 2.4. Положения.
2.13. Текущий контроль обучающихся, для которых организовано освоение основных
образовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники Лицея
№9. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся
фиксируются в электронном журнале.
2.14. Текущий контроль обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение основных образовательных программ в медицинской
организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости
подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации.
2.15. Отметка за выполненную письменную работу, в том числе практическую,
ставится учителем к следующему уроку, за исключением отметок за творческие работы по
русскому языку и литературе в 5-11 классах – не позднее, чем через 7 дней после их
проведения. Отметка за устный ответ выставляется учителем в день урока.
2.16. При выставлении текущей отметки в электронном журнале учитель фиксирует
тип работы. Отметки за разные виды работ на одном уроке выставляются в разные столбцы
с указанием типа работы. Допускается выставление отметки через дробь в случае пересдачи
материала при получении неудовлетворительной отметки.
2.17. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной
программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся,
индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную
корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. После проведения
дополнительной работы учащийся (в течение 2-х недель) может повторно сдать материал в
той же форме текущего контроля.
2.18. Проведение текущего контроля с выставлением неудовлетворительных отметок
не допускается сразу после длительного пропуска обучающимся учебных занятий по
уважительным
причинам.
Уважительными
причинами
считаются:
болезнь,
подтвержденная справкой из медицинского учреждения, освобождение по приказу
директора Лицея № 9. Обучающемуся, вышедшему после длительного пропуска, при
необходимости можно сдать пропущенные темы в любой форме текущего контроля.
Отметка в электронном журнале выставляется на дату изучения данной темы рядом с
отметкой о пропуске урока.
2.19. При наличии медицинского заключения, освобождающего обучающегося от
практической части по предмету «Физическая культура» по состоянию здоровья на весь
/какой-либо учебный период, обучающийся работает с теоретической частью по предмету
в формах, предложенных учителем. По результатам выполненных работ учителем ведѐтся
текущий и промежуточный контроль в соответствии с настоящим Положением.
2.20. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся
посредством заполнения электронного журнала.
2.21. Результаты текущего контроля успеваемости обучающихся являются
основанием для выставления отметки за четверть, полугодие.
3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения результатов освоения основной образовательной программы;
- соотнесение результатов освоения образовательной программы с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня
общего образования;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
учащегося в образовании;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений.
3.2. Промежуточная аттестация в Лицее № 9 проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности.
3.3. Промежуточная аттестация проводится, начиная со 2 класса, по каждому
учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю, по которому осуществлялась оценочная
система текущего контроля успеваемости.
Промежуточная аттестация подразделяется на:
четвертную (2-9 классы) промежуточную аттестацию;
полугодовую (10-11 классы) промежуточную аттестацию;
годовую промежуточную аттестацию (2-11 классы).
3.4. Аттестация обучающихся по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине,
модулю по итогам четверти, полугодия осуществляется по текущим отметкам (при наличии
не менее трех текущих отметок), полученным обучающимся с учетом среднего балла и с
последующим округлением до целого числа по правилам математического округления
десятичных дробей. Отметка за четверть, полугодие выставляется за 2-3 дня до начала
каникул и за 7 дней до начала государственной итоговой аттестации в 9, 11 классах.
3.5. В случае если за неделю до окончания четверти, полугодия средневзвешенный
балл составляет менее чем 2,6 б., классный руководитель доводит эту информацию до
сведения родителей (законных представителей) обучающихся.
3.6. Промежуточная аттестация обучающихся, для которых организовано освоение
основных образовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники
Лицея № 9.
3.7. Сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся не прошедших
аттестацию по уважительным причинам (болезнь, лечение в стационаре, выезд на учебнотренировочные сборы и др.) могут быть перенесены и установлены приказом директора
Лицея № 9. В соответствующей графе электронного журнала до дополнительного срока
проведения промежуточной аттестации выставляется отметка «неаттестация» (0).
3.8. Для обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и
порядок проведения промежуточной аттестации определяется индивидуальным учебным
планом.
3.9. Для обучающихся, получающих образование в форме семейного образования,
проводится годовая промежуточная аттестация по предметам обязательной части учебного
плана соответствующего уровня образования в соответствии с утвержденным графиком.
3.10. При пропуске обучающимся более половины учебного времени, отводимого на
изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля, а также имеющего менее трех
текущих отметок, в соответствующей графе электронного журнала выставляется отметка
«неаттестация» (0).
3.11. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся
посредством заполнения электронного журнала.
3.12. В случае несогласия обучающегося и (или) его родителей (законных
представителей) с результатом промежуточной аттестации по предмету они могут
обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
3.13. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов
четвертных промежуточных аттестаций (2-9 классы) или полугодовых (10-11 классы) и
представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных, полугодовых
аттестаций. Если среднее арифметическое значение не является целым числом, то
осуществляется округление значения до целого числа по правилам математического
округления десятичных дробей.
3.14. Годовые отметки выставляются не менее чем за 3 дня до проведения
педагогического совета Лицея № 9.
3.15. Классные руководители доводят до сведения учащихся и их родителей
(законных представителей) итоги годовой промежуточной аттестации посредством
заполнения электронного журнала. В случае неудовлетворительных результатов родители
(законные представители) приглашаются в Лицей № 9 к заместителю директора для
ознакомления с данной информацией под подпись с указанием даты ознакомления.
3.16. Итоги промежуточной аттестации обучающихся обсуждаются на заседаниях
методических объединений и педагогического совета Лицея № 9.
3.17. Обучающиеся, освоившие в полном объѐме соответствующую часть основной
образовательной программы соответствующего уровня, переводятся в следующий класс.
Все обучающиеся первых классов переводятся во второй класс.
3.18.
Неудовлетворительные результаты годовой промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. В
соответствующей графе электронного журнала выставляется отметка «академическая
задолженность» (АЗ).
4. Порядок проведения мероприятий по оценке качества образования
4.1. Мероприятия по оценке качества образования проводятся в рамках осуществления
мониторинга системы образования в целях:
а) обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации;
б) обеспечения государственных гарантий уровня и качества образования на основе
единства обязательных требований к результатам освоения основных образовательных
программ в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами.
4.2. Национальные сопоставительные исследования качества общего образования
(далее - национальные исследования) проводятся в целях оценки достижения
обучающимися личностных, предметных, метапредметных результатов освоения основных
образовательных программ, оценки воспитательной работы образовательной организации
и оценки уровня функциональной грамотности обучающихся.
4.3. Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки
обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами.
4.4. Международные сопоставительные исследования качества общего образования
(далее - международные исследования) проводятся в целях непрерывного системного
анализа и оценки состояния и перспектив развития системы образования Российской
Федерации.
4.5. Организацию проведения мероприятий по оценке качества образования, включая
методическое обеспечение, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки.
4.6. Лицей № 9 включает мероприятия по оценке качества образования в расписание
учебных занятий.
4.7. Лицей № 9 может использовать мероприятия по оценке качества образования в
качестве мероприятий текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, проводимых в рамках реализации образовательной программы.
4.8. Участниками национальных исследований являются обучающиеся Лицея № 9,
за исключением обучающихся 1-3 классов.
4.9. Обучающиеся Лицея № 9, являющиеся участниками национальных исследований
или международных исследований, в соответствующем учебном году не принимают
участие во всероссийских проверочных работах.
4.10. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в
мероприятиях по оценке качества образования по решению Лицея № 9 с согласия
родителей (законных представителей) и с учетом особенностей состояния здоровья и
психофизического развития.
4.11. Мероприятия по оценке качества образования проводятся с соблюдением
требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а
также соответствующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения
и воспитания детей.
4.12. Обучающиеся Лицея № 9 в течение одного учебного года принимают участие не
более чем в одном исследовании - всероссийских проверочных работах, национальных
исследованиях или международных исследованиях.
4.13. Всероссийские проверочные работы на уровне начального общего образования
проводятся не более чем по 3 учебным предметам. Всероссийские проверочные работы на
уровне основного общего и среднего общего образования проводятся не более чем по 4
учебным предметам.
4.14. Состав участников, сроки и продолжительность проведения национальных
исследований и всероссийских проверочных работ, а также перечень учебных предметов,
по которым проводятся всероссийские проверочные работы, утверждаются Федеральной
службой по надзору в сфере образования и науки не позднее чем за 3 месяца до начала
учебного года, в котором будут проводиться соответствующие мероприятия.
4.15. Состав участников и сроки проведения международных исследований
определяются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
4.16. Разработку заданий национальных исследований и всероссийских проверочных
работ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и
федеральными образовательными программами соответствующего уровня осуществляет
уполномоченная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
подведомственная организация.
4.17. Сбор и обработку результатов национальных исследований и всероссийских
проверочных работ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и
науки не позднее 2 месяцев со дня завершения соответствующих мероприятий.
5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов
5.2. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим
Положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой общего
образования соответствующего уровня, в порядке, установленном настоящим
Положением.
5.3. По заявлению экстерна Лицей № 9 вправе установить индивидуальный срок
проведения промежуточной аттестации.
5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в Лицее № 9,
родители (законные представители) имеют право на получение информации о сроках,
формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления
экстерном в образовательную организацию.
5.5. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию должен подать сам
или его родители (законные представители) заявление о зачислении его экстерном в
Лицей № 9.
5.6. Промежуточная
аттестация
экстерна
осуществляется
педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы
самостоятельно в сроки и формах, установленных приказом о зачислении экстерна.
5.7. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по
вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с
графиком, утвержденным приказом о зачислении экстерна.
5.8. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в иных
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
в
порядке,
предусмотренном локальным нормативным актом Лицея № 9.
5.9.
Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются в протоколах.
5.10. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну
выдается справка с результатами прохождения промежуточной аттестации по
образовательной программе соответствующего уровня общего образования.
5.11. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или не прохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
6. Ликвидация академической задолженности
6.1. Обучающиеся и экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе
пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включается время болезни
обучающегося и (или) иные уважительные причины.
6.2. Обучающиеся и экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность
по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в установленные
Лицеем № 9. Лицей № 9 вправе организовать ликвидацию академической задолженности в
летний период по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей).
6.3. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз Лицеем № 9 создается комиссия, которая формируется по
предметному принципу из не менее трех педагогических работников. Состав комиссии
утверждается приказом директора Лицея № 9.
6.4. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной
аттестации.
6.5. Результаты ликвидации академической задолженности по соответствующему
учебному предмету, курсу дисциплине (модулю) оформляются протоколом комиссии.
Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности
обучающихся хранятся у заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.6. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану. Лицей № 9 информирует родителей (законных представителей)
учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения
учащегося в письменной форме.
6.7. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают
получать образование в образовательной организации.