Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9»
Утверждено
приказом директора Лицея
от 30.08. 2022 г. № 209
Мониторинг
личностного развития обучающихся
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на
протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и
юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные
социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Большое значение для социализации ребенка имеет социум. Для процесса социализации
большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой
находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде положительный или негативный. В процессе социализации, проявляется объективная
потребность индивидуального развития личности. Личность приобретает черты
неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач
российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной
социокультурной среде, духовном и культурном наследии.
Воспитание - целенаправленный процесс, способствующий развитию и
формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию
ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет
свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и
осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для
этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными
педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов,
влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой
коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная
самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне
определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни
исключить.
Согласно новым ФГОС, воспитание в школе должно идти только через
совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой
единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При
этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то
одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой
все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную
(художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.)
деятельность.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального
воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках
организации воспитательной (внеурочной) деятельности. Такая возможность
общеобразовательным
учреждениям
предоставляется
Федеральным
государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС
организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия
образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание
и социализация - процессы становления личности.
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований,
направленных на комплексную оценку результатов эффективности воспитания и
социализации обучающихся.
Цель мониторинга: создание оснований для анализа и обобщения получаемой
информации, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития системы
воспитания и социализации обучающихся, принятия для этого обоснованных
управленческих решений.
Задачи мониторинга:
соотнесение реальных результатов с планируемыми и оценка результатов
эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся;
организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной
информации об условиях, организации, содержании процесса воспитания и социализации
обучающихся;
систематизация информации, повышение еѐ оперативности и доступности;
отбор и использование единых нормативных материалов, методик диагностики;
создание единой системы мониторинговых исследований во всех параллелях
классов;
координация деятельности всех субъектов, проводящих мониторинговые
исследования;
обеспечение всех субъектов образования значимой информацией, полученной при
осуществлении мониторинга.
Мониторинг — это регулярное действие, т. е. он будет приносить пользу только в
том случае, если измерения проводятся достаточно часто, обязательно через равные
промежутки времени. Эпизодические мониторинговые действия не имеют никакой
ценности.
Процедура проведения мониторинга состоит из следующих стадий:
1. Постановка цели.
2. Определение задания на проведение мониторинга.
3. Планирование мониторинга.
4. Определение источников информации для проведения мониторинга.
5. Выбор метода сбора информации.
6. Определение частоты и графика сбора информации с учетом интенсивности
рассматриваемой деятельности.
7. Определение технологии обработки и анализа полученной информации.
8. Сбор информации.
9. Анализ информации.
10. Подготовка отчета о результатах мониторинга.
В качестве основных показателей исследования эффективности воспитания и
социализации обучающихся выступают:
1. Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой
(профессиональной) культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и
нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включѐнности родителей
(законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
I. Организационноволевые качества:
1 Терпение
Критерии
Способность
преодолевать
трудности
Степень
Возможное
Методы
выраженности количество диагностики
оцениваемого
баллов
качества
терпения
хватает меньше,
чем на ½ занятия;
терпения
Способность
хватает больше,
активно
чем на ½ занятия;
побуждать себя к терпения
практическим
хватает на всѐ
действиям
занятие;
1
Наблюдение
5
10
2.Воля
Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)
3. Самоконтроль
II. Ориентационные
качества:
1. Самооценка
волевые
усилия
учащегося
побуждаются
извне;
иногда —
самим учащимся;
всегда —
самим учащимся
учащийся
постоянно
действует под
воздействием
контроля извне;
периодически
контролирует
себя сам;
постоянно
контролирует
себя сам
Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям
завышенная;
заниженная;
нормальная
2. Интерес к занятиям Осознанное
интерес к
в объединении по
участие учащегося занятиям
интересам
в освоении
продиктован
образовательной извне;
программы
интерес
периодически
поддерживается
самим учащимся;
— интерес
постоянно
поддерживается
учащимся
самостоятельно
1
Наблюдение
5
10
1
Наблюдение
5
10
1
5
10
Наблюдение,
беседа.
1
Наблюдение,
беседа.
5
10
III. Поведенческие
качества
1. Отношение
учащегося к
конфликтам в группе
Осознанное
создание
стремление
конфликтных
учащегося к
ситуаций и
бесконфликтному участие в них;
существованию
стремление
избегать
конфликтов;
активное
участие в
предотвращении
или разрешении
конфликтных
ситуаций;
2. Тип сотрудничества
– стремление
избежать
включения в
совместную
деятельность
периодически
поддерживается
самим учащимся;
– творческое
отношение к
совместной
деятельности
Общее количество баллов по всем показателям
1
Наблюдение
5
10
1
Наблюдение
5
10
___________
Сводная таблица за ____/____ учебный год.
№
п/п
Ф.И.О. учащегося
Количество баллов на
начало учебного года
Количество баллов
на конец учебного
года
1.
2.
3.
4.
5.
Общее количество баллов
Средний балл = общее количество баллов всех учащихся разделить на количество
учащихся.
Средний балл на начало учебного года __________
Средний балл на конец учебного года ___________
Данный мониторинг применим на всех этапах реализации внеурочной деятельности,
согласно плану воспитательной работы, внеурочной деятельности и дополнительного
образования.
Мониторинг проводится два раза в год – в начале и в конце учебного года